Листочек, ручка и фонарик — типичный набор жильца многоквартирного дома для ежемесячного снятия показаний с индивидуальных приборов учета. Хорошо, если точки учета расположены удобно и не надо слишком надрываться, чтобы пролезть к приборам. Сложнее приходится тем, у кого счетчики расположены за шкафами и трубами, куда не добраться без акробатических навыков.
С точки зрения управляющей компании ситуация выглядит не лучше. В конце каждого месяца на стол работников вываливается куча бумажек, заполненных разным, далеко не всегда разборчивым, почерком.
Содержание
- Зачем собирать показания приборов учета
- Как вести учет, если не установлены счетчики
- Как снимать показания счетчиков
- Ручной сбор показаний
- Показания счетчиков через интернет
- Удаленный сбор показания приборов учета со «СТРИЖ»
Зачем собирать показания приборов учета
Показания счетчиков снимаются для того, чтобы свести баланс расхода ресурса по дому и рассчитать размер оплаты за потребленный ресурс всего дома и каждой квартиры в отдельности.
Ежедневно в жилой дом от ресурсной компании поступает определенное количество воды и электроэнергии. Часть этого ресурса уходит на обслуживание и содержание общих территорий дома — подъездов, преддомового участка и прочего. Такой расход называется общедомовым. Расход, который потребляется жильцами дома в личных нуждах, называют индивидуальным.
Для того, чтобы рассчитать, сколько ресурса было потрачено на различные цели и сопоставить с тем объемом, который был поставлен в дом, и необходим ежемесячный сбор показаний счетчиков.
Как вести учет, если не установлены счетчики
Если в квартирах жилого дома не установлены счетчики, оплата за потребленный ресурс происходит по нормативам, которые утверждаются на городском или областном уровне.
Формула расчета по нормативам может быть разной для каждого региона, но как правило, оплата рассчитывается исходя из количества людей, прописанных в квартире.
До 2016 года оплата по нормативам была распространенным явлением. Сегодня такая форма расчета встречается все реже и является нежелательной, поскольку имеет множество недостатков, приводящих к регулярным конфликтам жильцов как с управляющей компанией, так и между собой.
Прописан один человек, проживает трое
Ситуация, когда в квартире проживает больше людей, чем прописано — обычное дело во всех городах России. При этом упрекнуть жильцов в том, что количество проживающих не соответствует прописке, нельзя. Родственники могут переезжать друг к другу на время или на длительный срок, люди женятся и один из супругов переезжает к другому. Корректировать место прописки при каждом таком решении — процесс громоздкий, в котором мало кто видит смысл.
Но проблемы для управляющей компании начинаются тогда, когда приходит время производить расчет оплаты за ресурс. К примеру, если в квартире проживает семья с детьми, а прописан один человек, то в случае отсутствия индивидуальных приборов учета, оплата будет происходит по нормативу из расчета на количество прописанных жильцов. Соответственно, такая семья оплатит норматив потребления ресурса только за одного человека.
Платить приходится соседям
Но если ресурс был потреблен,
Что такое ОДН и как это рассчитывается?
В идеале, в категорию общедомовых нужд должно входить потребление ресурса на общедомовое потребление. И, в соответствии с текущим законодательством, оплачивать такой расход действительно должны жильцы дома.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354
Однако, зачастую в категорию общедомовых нужд входит не только целевое использование ресурса на содержание дома, но и все неучтенные потери. В том числе, ресурс, который был фактически потреблен жильцами, но не зафиксирован квартирными счетчиками и не покрыт расчетом по нормативам в полном объеме.
В результате, строка ОДН в квитанциях жильцов аномально раздувается, что и приводит к постоянным конфликтам между собственниками и управляющей организацией.
Установка счетчиков в многоквартирном доме
Единственный способ избежать конфликтных ситуаций — вести точный учет ресурсов у каждого потребителя. Для этого необходима установка индивидуальных приборов учета во всех квартирах жилого дома.
В течение последнего года Правительство России предпринимает различные меры для стимулирования жильцов к обязательной установке счетчиков. Так с 1 января 2016 года были введены повышающие коэффициенты для жильцов, в чьих квартирах еще не установлены приборы учета.
По словам чиновников, такая мера поможет простимулировать собственников к обязательной установке приборов учета в своих квартирах, а также защитить от переплаты добросовестных жильцов.
Повышающие коэффициенты будут введены для давления на недобросовестных потребителей, стимулирования их к тому, чтобы они тоже поставили прибор учета и жили по честному, жилипо-закону , не возлагая бремя оплаты на своих соседей. Прокомментировал законопроект Андрей Чибис
При этом повышающие коэффициенты не коснутся тех жильцов, в чьих квартирах по техническим причинам невозможно установить счетчики. А для семей, в которых количество прописанных человек превышает количество реально проживающих, установка счетчиков станет еще и инструментом экономии.
Выгодно ли ставить счетчики на воду?
Как снимать показания счетчиков
На сегодняшний день существует два основных подхода к ежемесячному сбору показаний счетчиков в жилом доме — ручной и автоматизированный.
Каждый способ имеет свои плюсы и минусы, но сегодня все больше многоквартирных домов отдает предпочтение автоматизированному сбору показаний.
Ручной сбор показаний
Всем знаком традиционный способ сбора показаний счетчиков, при котором жильцы сдают показания квартирных счетчиков на листочке. В отчетный период показания переписываются с счетчика вручную, после чего бросаются в специальный почтовых ящик, из которого их забирает сотрудник управляющей организации.
Такой способ сбора показаний на первый взгляд является дешевым и простым, но практика показывает, что он имеет ряд серьезных недостатков. А при более детальном рассмотрении даже иллюзия дешевизны сменяется расточительностью.
1. Показания снимаются не единовременно
Для того, чтобы свести точный баланс по дому, показания всех счетчиков должны сниматься максимально единовременно. Как правило, отчетный период укладывается в промежуток с 23-го по 25-е число каждого месяца. Такой срок отведен для того, чтобы все жильцы успели передать показания. Но стоит ли говорить, что при расхождении даты снятия показаний в несколько дней о точном балансе по дому не может идти и речи?
2. Ошибки в показаниях
Ошибки в показаниях — обычное дело.
3. Показания передаются с задержкой
Даже отчетный период в несколько дней не гарантирует, что жильцы будут передавать показания вовремя.
4. Время на обработку показаний
Для того, чтобы вручную разобрать показания с одного или нескольких домов, порой приходится тратить ни один день. При обычном уровне занятости в управляющих компаниях такой расход времени становится непозволительным.
5. Зарплата обработчикам данных
Независимо от того, кто занимается обработкой данных, переписывая показания с листочков в компьютер, это всегда становится финансовым расходом в виде оплаты труда.
6. Привлечение обходчиков
Для проверки правильности передачи показаний периодически приходится привлекать обходчиков. Это позволяет избежать ситуаций, когда жилец в течение нескольких лет передает неверные показания, но также влечет за собой дополнительные финансовые расходы.
7. Невозможность выявления утечек ресурса
Все накопленное количество рисков формирует картину, на которую невозможно опираться в плане точного контроля ресурса. В результате, ежемесячно часть ресурса может просто уходить «в землю», не фиксируясь приборами учета и становясь еще одной причиной огромного ОДН.
Еще до недавнего времени ручной сбор показаний был основной практикой сведения баланса по дому среду многоквартирных домов в России. Сегодня этот способ встречается все реже, уступая место автоматизированному сбору показаний.
Показания счетчиков через интернет
Автоматизированные решения представляют из себя систему, позволяющую собирать данные со всех счетчиков автоматически, без привлечения жильцов, за счет оснащения квартир счетчиками со встроенным радиомодулем или внешними радиомодемами.
Устройства для дистанционного сбора показаний
Такие решения позволяют устранить недостатки ручного сбора показаний и считаются наиболее желательными для установки в многоквартирных домах, поэтому сегодня все больше новостроек уже изначально оснащаются именно такими системами.
Установить систему удаленного сбора показаний не проблема и в домах, где уже установлены обычные счетчики. Существует решения, подходящие для интеграции с обычными счетчиками, и позволяющие передавать показаний с них удаленно, в том числе и через интернет.
Радиомодемы для сбора показаний счетчиков
Автоматизированные решения сбора показаний активно поддерживаются и Правительством РФ, так как решают множество проблем ЖКХ.
Инновация, которая позволит побороть ОДН — это интеллектуальные системы учета, когда прибор в автоматическом режиме передает показания со всех квартир. И такие системы учета будут ставить сами управляющие компании. Мы мотивируем, чтобы сама управляющая компания вложилась в такую систему для того, чтобы снизить свой ОДН. Андрей Чибис
1. Снижение ОДН
Благодаря тому, что данные собираются с каждой точки учета, начисление ОДН становится прозрачным и позволяет исключить те факторы, которые могли бы его нецелесообразно раздувать.
2. Выявление потерь ресурса
Возможность выявления утечек ресурса появляется только в том случае, если ведется доскональный контроль по каждой точке учета. «Дырки» в учете становятся видны уже в первую неделю после установки автоматизированной системы сбора показаний.
3. Данные собираются единовременно
Системы удаленного сбора показаний позволяют собирать данные и сводить баланс по дому за несколько минут в одном временном интервале.
4. Точность сбора показаний
Автоматизация процесса сбора показаний помогает устранить человеческий фактор. Данные по каждой точке учета передаются в личный кабинет управляющей компании с высокой точностью без привлечения самих жильцов к процессу сверки.
5. Экономия на обработке собранных показаний
Показания счетчиков с целого квартала собираются за несколько минут, что экономит как время на обработку показаний с жильцов, так и деньги на оплату труда обработчикам.
6. Предотвращает хищения
При попытке вмешаться в работу системы оператор получает оповещение с указанием точки учета. Таким образом, все попытки хищений предотвращаться моментально.
Экономия средств на обходчиков
Показания по каждой точке учета доступны в любой момент в личном кабинете управляющей компании, что избавляет от необходимости привлекать обходчиков для перепроверки.
Удаленный сбор показания приборов учета со «СТРИЖ»
«СТРИЖ» разработал технологию, позволяющую развернуть автоматизированную систему сбора показаний быстро и за бюджет, который будет по карману любой управляющей компании.
Показания от различных приборов учета (вода, электричество, тепло, газ) передаются через интернет в личный кабинет управляющей компании.
Смотрите беспроводные решения по удаленному сбору показаний
В продолжение статьи:
Выгодно ли ставить счетчики на воду
Большой ОДН на воду: причины и методы снижения
Воровство воды: как устранить хищения в многоквартирном доме