Подготовка к отопительному сезону 2018–2019

С июня во многих регионах России официально стартовала подготовка ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний к новому отопительному сезону 2018–2019. В этом году она пройдёт под знаком реализации государственной программы «Умный город», цель которой – повысить качество жизни россиян за счёт использования современных цифровых технологий.

 

Иконка цитаты

Цифровизация – один из локомотивов роста. Она играет важную роль в повышении качества жизни. В этой логике мы будем строить экономическую и технологическую политику, промышленность, инфраструктуру, решать задачи, которые обеспечат долгосрочный рост.

Владимир Путин, президент России

 

Особенности подготовки к отопительному сезону 2018–2019 годов

В 2018 году коммунальная сфера полностью изменила устоявшийся режим работы. Ставка на цифровизацию требует от управляющих и ресурсоснабжающих организаций публиковать данные о своей деятельности и тарифах в Государственной информационной системе «Жилищно-коммунальное хозяйство» (ГИС ЖКХ). Кроме того, 03 апреля 2018 года ратифицирован Федеральный закон № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», получивший известность как «Закон о прямых договорах».

Согласно требований этого документа, собственники жилых и встроенных нежилых помещений в многоквартирных домах получают право заключать с ресурсоснабжающими организациями прямые договоры поставки. В таких случаях поставщики услуг теплоснабжения возьмут на себя часть обязанностей по подготовке к отопительному сезону, которые раньше были закреплены за управляющими компаниями.

Помимо этих двух факторов, в 2018–2019 годах продолжатся реформы в сфере ЖКХ, начавшиеся в 2017 году. В частности, региональные власти будут снова самостоятельно определять начало и окончание отопительного периода, исходя из особенностей климата и актуального состояния погоды. Однако даже в этом контексте есть жёсткие правила:

  1. Отопительный период 2018–2019 годов должен начаться не позднее 15 октября.
  2. Тепло должно быть подано, если в течение пяти дней среднесуточная температура воздуха держится не выше 8°С.

Затягивать старт отопительного сезона запрещено: более низкие температуры могут привести к замерзанию внутридомовых тепловых сетей.

Таким образом, реальные сроки подготовки к отопительному сезону сдвинутся с учётом региональных поправок, но задачи останутся прежними.

Подготовка к отопительному сезону 2018-2019 изображение

Задачи по подготовке к отопительному сезону 2018-2019 годов

Перечень мероприятий и рекомендации по подготовке к отопительному сезону изложены в правовых актах, регулирующих предоставление услуг теплоснабжения:

  • Федеральный закон "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ (далее – «Закон о теплоснабжении»;
  • Приказ Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» (далее – «Правила № 103);
  • Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее – «Правила № 170»).

Подготовка РСО к отопительному сезону

В соответствии с требованиями пункта 13 Правил № 103, до начала отопительного периода ресурсоснабжающие организации должны отчитаться перед уполномоченным региональным органом по следующим параметрам:

  • Выполнение требований к надёжности теплоснабжения потребителей.
  • Готовность к выполнению графика тепловых нагрузок.
  • Наличие действующих соглашений об управлении системой теплоснабжения.
  • Наличие документов о разграничении эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями.
  • Наличие нормативных запасов энергоресурсов, необходимых для подготовки теплоносителя.
  • Нормативное функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб.
  • Обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения.
  • Обеспечение проверки качества строительства тепловых сетей принадлежащих ресурсоснабжающей организации.
  • Обеспечение требуемого качества теплоносителя.
  • Организация контроля режимов потребления тепловой энергии.
  • Проведение наладки тепловых сетей, принадлежащих теплоснабжающей организации.
  • Работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.
  • Организация достоверного коммерческого учёта приобретаемой и реализуемой тепловой энергии.
Согласно пункту 10 Правил № 103 сроки получения паспорта готовности РСО определяет руководство уполномоченного регионального органа в зависимости от особенностей местных климатических условий, но не позднее 01 ноября 2018 года.

Подготовка жилого фонда к отопительному сезону

В соответствии с пунктом 2.6.4. Правил № 170, план мероприятий по подготовке ТСЖ к отопительному сезону составляется совместно с собственниками жилья и утверждается органами местного самоуправления. Он готовится с учётом результатов весеннего осмотра и недостатков работы внутридомовых сетей отопления, выявленных за прошедший период. Это же требование распространяется на разработку и утверждение плана подготовки к отопительному сезону управляющей компании.

Пункт 16 Правил № 103 обязывает уполномоченные органы оценивать готовность жилого фонда к отопительному периоду по следующим критериям:

  1. Актуализация паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала.
  2. Актуальное состояние внутридомовых тепловых сетей.
  3. Выполнение утверждённого плана ремонтных работ.
  4. Надежность теплоснабжения потребителей с учётом местных климатических условий.
  5. Наличие, материально-техническая обеспеченность и работоспособность собственного или привлечённого ремонтно-эксплуатационного персонала.
  6. Отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию и теплоноситель.
  7. Отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с системами водоснабжения и водоотведения.
  8. Проведение испытания оборудования тепловых пунктов и теплопотребляющих установок на плотность и прочность.
  9. Промывка оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок
  10. Работоспособность защиты систем теплопотребления.
  11. Разработка эксплуатационных режимов и мероприятий по их внедрению.
  12. Состояние трубопроводов, запорной арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов.
  13. Состояние утепления чердачных помещений, подвалов, лестничных клеток, входных дверей, центральных и индивидуальных тепловых пунктов.
  14. Устранение нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы теплоэнергоустановок.
  15. Наличие и работоспособность приборов учёта тепловой энергии, в том числе автоматизированных.
  16. Работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.

Подготовка теплоузла к отопительному сезону

В соответствии с пунктом 2.6.5. Правил № 170, при подготовке тепловых пунктов и узлов к отопительному сезону проверяются наличие и работоспособность:

  • средств автоматизации;
  • контрольно-измерительных приборов;
  • запорной регулирующей аппаратуры.

Также необходимо актуализировать схемы разводки систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, приточно-вытяжной вентиляции, технические паспорта оборудования, режимные карты, журналы записи параметров, журналы дефектов оборудования.

Среди выделенных параметров готовности многоквартирных домов и других потребителей тепловой энергии к отопительному сезону указываются наличие и работоспособность приборов учёта, отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию и теплоноситель. И это не только требование действующего законодательства. Потребителям важно знать, что коммунальные услуги, которые они оплачивают в отопительный период, оказываются в полном объёме и по фиксированным тарифам. Необходимую достоверность и прозрачность расчётов за потребляемую тепловую энергию обеспечивает автоматизированный учёт.

 

Андрей Чибис фото

Иконка цитаты

Введение системы автоматизированного учёта – единственный способ получить достоверную информацию об объёме потребляемых ресурсов. На основании полученных таким образом данных можно будет более точно определять, какую нагрузку нужно давать на оборудование, обеспечивающее подачу энергии, и не расходовать ресурсы без необходимости.

Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ России

 

С помощью автоматизированных систем учёта теплоснабжающие организации, управляющие компании и ТСЖ получат поквартирный контроль расходов на отопление многоквартирных домов и прозрачность расчётов с потребителями. Это, в свою очередь, снизит риск поступления жалоб от собственников жилых и встроенных нежилых помещений и наложения штрафов за некорректное начисление платежей.

Личный кабинет для управляющих компаний

Достоверный цифровой учёт и полный контроль потребления тепловой энергии в режиме реального времени повысит эффективность деятельности теплоснабжающих организаций и других участников рынка коммунальных услуг.

Система «СТРИЖ» использует технологию LPWAN с радиусом действия 10 км, без концентраторов и ретрансляторов.


Система автоматизации учета ресурсов «под ключ» для УК, РСО

 

ПОСМОТРЕТЬ ГОТОВЫЕ РЕШЕНИЯ

 


В продолжение статьи:

Закон об энергосбережении в жилых домах

ЖКХ в 2018 году: изменения, новшества

 Обязательная установка «умных» счетчиков c 2019 года: последние новости

© 2014-2022
Системы автоматического удаленного сбора показаний приборов учета и диспетчеризации ЖКХ

Технология сбора показаний приборов учета на базе LPWAN
от «СТРИЖ» — альтернатива беспроводным системам на Wi-Fi,
GSM/GPRS/3G/LTE, Zig-Bee/Z-Wave/M-Bus, LoRa/LoRaWAN/NB-Fi/NB-IoT/Вавиот/Waviot