Закон о прямых договорах с РСО принят. Чем это грозит водоканалам?

Закон о прямых договорах 2018 года позволяет жителям многоквартирных домов платить за свет, воду, газ и тепло напрямую поставщикам ресурсов, минуя управляющую компанию (УК). Исключая из цепочки платежей УК, правительство хочет избавить рынок от недобросовестных компаний-должников и улучшить положение ресурсоснабжающих организаций (РСО).

Предусмотрительные водоканалы не допускают роста задолженности, организуя сбор показаний нескольких тысяч абонентов с помощью беспроводных систем учета.

 

Иконка цитаты

LPWAN-система «СТРИЖ» удобна — помогает исключить человеческий фактор при сборе данных: не ездить по городу, не заглядывать в подвалы домов, чтобы снять показания. Также удобно для забывчивых и занятых потребителей, у которых отпадает необходимость передавать показания водомеров, так как все показания снимает водоканал в режиме онлайн. С июля 2017 года испытываем систему, планируем что в больших масштабах она станет решением задачи учета водопотребления».

Булат Нигматуллин, главный инженер МУП «Сибайводоканал»

Содержание

  1. Исчезла единая точка ответственности
  2. Инструмента учета водоснабжения у водоканалов — нет
  3. Как выставить счет 10 000 абонентам?
  4. Как задача была решена

Исчезла единая точка ответственности

Предполагается, что новый закон будет выгоден не только жителям и РСО, но и добросовестным управляющим компаниям — они избавятся от бремени долгов жителей. Ресурсоснабжающие организации, в свою очередь, не заинтересованы иметь дело напрямую с жителями.

Ранее у водоканала была 1 точка ответственности — управляющая компания: юридическое лицо с соответствующими обязанностями. «Управляшка» собирает с 500 квартир плату за воду и перечисляет ее водоканалу. В случае задолженности, водоканал имел высокие шансы отсудить у компании деньги компенсировав потери.

После принятия закона о прямых договорах единая точка ответственности: УК — исчезает. Как водоканалу крупного города работать с долгами сотен конечных потребителей — сложный вопрос. Наблюдаем перенос ответственности, без решения проблемы: отсутствие инструмента для точного учета коммунальных ресурсов тысяч абонентов.

Инструмента учета водоснабжения у водоканалов — нет

Бизнес-модель изменилась, а условия для ее реализации не созданы. Теперь городской водоканал обязан контролировать водоснабжение в масштабах города, микрорайона, дома и, наконец, учитывать расход воды в отдельной квартире. Технической возможности собрать данные со счетчиков всего города у ресурсоснабжающей организации нет.

К тому же, среди жильцов есть неплательщики — обычно, около 5% на дом. И если со 100 квартир наберется 10-15 должников, то со всего города их будет на порядок больше: 500 или 5 000. То, что в рамках ТСЖ можно было решить «лицом к лицу», в общегородском масштабе выливается в непростую задачу.

Руководители водоканалов с лета 2017 года ломают голову: как, не имея средств на «раздувание» штата контролеров или внедрения дорогостоящих технологий, организовать учет водоснабжения целого города.

Штатное расписание водоканала включает специалистов абонентского отдела, которые занимаются начислениями платежей и проверкой лицевых счетов. Согласно нормативу, на обслуживание 2 000 лицевых счетов, это около 20 многоквартирных домов, выделяется один специалист. Он принимает показания, занимается «разбором полетов»: решением спорных ситуаций и перерасчетами. Также, в состав абонентского отдела входит, как минимум, один контролёр. Для сельской местности на проверку 2 000 абонентов выделяется 2 контролера.

Руководитель одного из водоканалов Пензенской области, рассчитал, что ежемесячный убыток в виде небаланса за 1 месяц составляет 2 794 рубля или чуть более 23 рублей с лицевого счета.

Убыток в виде небаланса в месяц
1 л/счет23,09 рубля
1 МКД — 121 лицевой счет2 793,92 рублей

Организация, обслуживающая 2 000 абонентов: 15-18 МКД, потеряет за 1 месяц 46 180,60 рублей.

Убыток в виде небаланса в месяц при обслуживании 2 000 лицевых счетов
Для УК или РСО в городе46 180,60 рублей
Для сельской местности28 030,76 рублей

Если к этой сумме прибавить 20 000 рублей на заработную плату 1 контролера, картина станет более удручающая: ежемесячные потери составят 66 180,60 рублей!

Убыток в виде небаланса в месяц при обслуживании 2 000 лицевых счетов
+ затраты на 1 контролера
Для УК или РСО в городе66 180,60 рублей
Для сельской местности48 030,76 рублей

Как выставить счет 10 000 абонентам?

Представим, что в условном доме, заключившем прямой договор с водоканалом, пенсионерка ошиблась: вместо 3 кубометров расхода горячей воды отправила 300 куб.м. За месяц ей начислят около 55 тыс. рублей. Если бабушка выживет после такого потрясения, — автоматом станет должницей и лишится субсидий на ЖКХ.

На разбор ситуации и скандалы между абонентом и водоканалом уйдут один-два месяца. А сколько таких бабушек наберется во всем городе?

Как собрать показания с 10 000 абонентов без обходчиков?

УК, обслуживающая один или два дома, еще может навести порядок в «ручном» режиме, регулярно проверяя каждую квартиру. Но магниты для остановки счетчиков и другие ухищрения сводят данную работу на нет. Жители успевают снять магнит, пока обходчик стоит у двери. Когда речь идет о квартале или городе — требуется комплексный подход: от удаленного сбора показаний до их автоматической выгрузки в платежные документы.

Решить задачу возможно с помощью автоматизированной системы учета воды (АСКУВ).

Подробнее про автоматизированную систему учета воды

Большинство водоканалов — МУПы, то есть муниципальные предприятия. Они не могут позволить сложные системы на GSM-связи. Приборы дорогие, к тому же необходимо регулярно платить абонплату за использование сотовой сети.

С ноября 2017 года предусмотрительные городские водоканалы республики Башкортостан и Ростовской области испытывают АСКУВ на беспроводной дальнобойной технологии связи — LPWAN. Технология разработана специально для передачи данных с автономных устройств на дальнее расстояние по радиоканалу.

Для развертывания LPWAN-системы не нужно ставить роутер для опроса счетчиков в каждую квартиру или подъезд — одна базовая станция (БС) с крыши дома принимает показания от 200 000 устройств. Две таких станции, разнесенные в радиусе километра или полутора друг от друга, надежно охватывают средний «стотысячник» сетью для снятия показаний со счетчиков.

LPWAN-решение контролирует всю цепочку поставки ресурса: от забора воды на скважине и ее транспортировки до учета в кране на кухне.

На распределительных узлах водопроводных магистралей установлены счетчики с радиомодемом «СТРИЖ». Приборы учета отслеживают потери в ходе транспортировки воды и контролируют потребление ответственных абонентов: садовых товариществ и крупных промышленных предприятий. Проникающей способности LPWAN-сигнала достаточно для отправки данных на базовую станцию, расположенную в 1,5-2 километрах от магистральных колодцев.

Магистральный колодец с установленным радиомодемом «СТРИЖ»

В квартирах многоквартирных домов установлены счетчики СВК-15-3-2 со встроенным радиомодемом. Раз в 24 часа показания отправляются на базовую станцию, а оттуда — в интернет-кабинет «СТРИЖ.Cloud».

Программное обеспечение «СТРИЖ.Cloud» учитывает специфику работы РСО. Оператор в диспетчерской видит объективную картину потребления ресурсов внутри сетей, а бухгалтерия водоканала в несколько щелчков выгружает из «личного кабинета» показания с индивидуальных и общедомовых приборов учета.

  • Получить доступ в демо-кабинет

    • Показания приборов учета онлайн.
    • Расчет небалансов онлайн.
    • Оповещения о событиях (магниты, протечки, вскрытия и т.п.).

    Как задача была решена

    В связи с принятием 59-ФЗ, главная задача — организовать централизованный контроль водоснабжения и водоотведения.

    Без внедрения автоматической системы учета ресурсов, инициатива перехода на прямые договоры приведет к массе организационных проблем для РСО. Водоканалам нужен учет в масштабе целых городов и LPWAN-решения идеально подходят для этой задачи.

    Основные преимущества автоматизированного сбора показаний приборов учета воды:

    • точность учета потребления энергоресурсов с каждого прибора;
    • формирование Excel-файлов с почасовыми данными расхода воды;
    • у бухгалтера будут все данные на руках к 25-му числу;
    • почасовая статистика расхода в режиме онлайн;
    • опрос тысяч приборов учета в радиусе до 10 км без необходимости приобретения ретрансляторов и концентраторов.

    Мы помогаем ресурсным организациям (водоканалам) собирать показания счетчиков воды на территории микрорайона или города. Делаем это быстро и удобно при помощи LPWAN-технологии и автоматизированной системы «СТРИЖ».

    Вопросы? Задавайте!

    Заполнив форму справа, вы можете:

    • Получить консультацию по системе «СТРИЖ»
    • Узнать о наших устройствах
    • Узнать о цене, установке, поддержке
    • Задать другой вопрос

      © 2014-2022
      Системы автоматического удаленного сбора показаний приборов учета и диспетчеризации ЖКХ

      Технология сбора показаний приборов учета на базе LPWAN
      от «СТРИЖ» — альтернатива беспроводным системам на Wi-Fi,
      GSM/GPRS/3G/LTE, Zig-Bee/Z-Wave/M-Bus, LoRa/LoRaWAN/NB-Fi/NB-IoT/Вавиот/Waviot