Взыскание задолженности за коммунальные услуги: порядок, закон

По данным Министра строительства и ЖКХ РФ Михаила Меня, текущая задолженность по коммунальным платежам в России превышает 1,3 трлн рублей. Министр сообщил, что большую часть долга образовали управляющие организации (УО), которые не своевременно вносят плату за коммунальные услуги, потребленные жителями обслуживаемых многоквартирных домов (МКД). Правительство намерено снизить размер образовавшейся задолженности, убрав посредников (управляющие организации) между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и конечными потребителями услуг.

 

Иконка цитаты

Мы надеемся решить эту проблему, устранив посредников между гражданами-потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями. Это даст возможность снизить размер задолженности за поставленные ресурсы.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

 

Однако долги УО перед РСО возникают не сами по себе, а вследствие неплатежей граждан, проживающих в управляемых МКД. По данным Росстата, средний размер задолженности недобросовестного пользователя коммунальных услуг составляет порядка 50 тысяч рублей. И эти деньги необходимо взыскать до начала отопительного сезона.

Содержание

  1. Взыскание коммунальной задолженности
  2. Порядок взыскания задолженности в досудебном порядке
  3. Какие еще меры можно принять по отношению к неплательщикам

Взыскание коммунальной задолженности

Условно работу с задолженностью граждан перед УО можно разделить на два больших этапа:

  1. Взыскание задолженности в досудебном порядке.
  2. Взыскание задолженности в судебном порядке.

На первом этапе к неплательщику предъявляются превентивные меры:

  • направление извещения о наличии задолженности;
  • обсуждение сложившейся ситуации на общих собраниях собственников жилых и нежилых помещений в МКД;
  • иная досудебная и претензионная работа.

На втором этапе происходит судебное взыскание задолженности. Как правило, в форме приказного судопроизводства.

Порядок взыскания задолженности в досудебном порядке

Несоблюдение потребителями сроков и объемов оплаты за пользование коммунальными услугами дают УО право применять различные меры борьбы с неплательщиками.

1. Уведомление потребителя о наличии задолженности.
В первую очередь необходимо уведомить потребителя коммунальных услуг об образовавшейся задолженности. Не исключено, что он о ней не знает, забыл, не имел возможности расплатиться ранее и готов внести плату за потребленные услуги. Здесь можно скачать образец уведомления о взыскании задолженности.

2. Начисление пени.
В случае, если задолженность образовалась не менее, чем за три месяца, с неплательщика можно взыскать пени (штраф) в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки в первые 90 дней и 1/130 ставки рефинансирования – за каждый последующий день. (п. 14 части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). Пени начисляется на основной долг и увеличивается ежедневно до момента погашения задолженности в полном объеме.

3. Формирование списка должников и его публикация на доске объявлений или в местной прессе.
Мера, призванная оказать психологическое воздействие на сознательность граждан, уклоняющихся от оплаты коммунальных услуг. Не самый действенный способ, и есть опасность ошибочно включить в список жильцов, которые исправно оплачивают счета.

Подобная ошибка может стать причиной обращения граждан в суд. Так, 17 сентября 2012 года Назаровский городской суд Красноярского края вынес по делу № 2-43/12 «О защите чести и достоинства» решение обязать УО публично опровергнуть сведения о наличии у истца задолженности по коммунальным платежам и взыскать с не компенсацию морального вреда, причиненного гражданину, обратившемуся в суд.

4. Направление официальной претензии должнику.
Претензия оформляется по образцу уведомления о задолженности, направляется заказным письмом с уведомлением или вручается лично под роспись. Для большинства должников претензия является решающим аргументом в пользу погашения задолженности. Получив официальный документ, они отправляются гасить долг, опасаясь наступления негативных последствий. Если после получения претензии должник полностью погасит образовавшуюся задолженность, дело должно быть закрыто без каких-либо санкций в отношении него.

5. Заключение соглашения о погашении задолженности.
Если после получения претензии неплательщик не погасил задолженность, скорее всего он обратится с заверениями оплатить долг при появлении возможности. В этом случае можно заключить соглашение о погашении задолженности, в котором необходимо прописать график внесения платежей с указанием точной суммы на каждом этапе.

6. Ограничение или приостановление оказания коммунальной услуги, по которой возникла задолженность.
Если после направления претензии неплательщик не погасил задолженность, в том числе в соответствии с соглашением о ее поэтапном погашении, его можно ограничить в получении коммунального ресурса. Это одна из крайних мер, к которым прибегают УО. Возможность ее применения прописана в Правилах предоставления жилищно-коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354). Должников отключают от электроэнергии и горячего водоснабжения. Однако законодательство запрещает отключение отопления и холодной воды, руководствуясь тем, что это может сделать жилое помещение непригодным для дальнейшей эксплуатации.

Данная мера устанавливается сроком на один месяц, в течение которого неплательщику дается возможность добровольно погасить долг. Граждане, которым отключили воду или свет, чувствуют себя некомфортно и приложат максимум усилий, чтобы расплатиться с долгами как можно скорее. В случае уплаты всей суммы задолженности (включая пени), УО обязана в течение двух дней возобновить подачу коммунального ресурса.

7. Ограничение выезда за границу.
Наличие задолженности за коммунальные услуги может стать препятствием для деловой или туристической поездки за пределы России. Если подать сведения о неплательщике в Росреестр, граница для него закроется. Частью 3 статьи 31 Жилищного кодекса РФ закреплена солидарная ответственность неплательщика и членов его семьи. Таким образом, и они не смогут выехать за рубеж до полного погашения задолженности.

8. Медиация.
Процедура внесудебного разрешения споров с помощью посредника, не имеющего личной заинтересованности в решении возникшей проблемы. В случае угрозы конфликта между неплательщиком и УО, осуществлять работу с должником рекомендуется не лично, а с помощью посредника. Например, специально созданной комиссией по работе с должниками при администрации муниципального образования. Функции комиссии ограничиваются налаживанием диалога между УО и неплательщиком, выявлением истинных причин образования задолженности, разработкой путей и способов погашения долга.

Если все методы досудебной работы с неплательщиком не увенчались успехом, необходимо перейти к взысканию задолженности в судебном порядке. При этом важно провести работу по досудебному урегулированию проблемы как можно раньше, не дожидаясь истечения срока взыскания задолженности по коммунальным платежам, который составляет три года (ст. 196 Гражданского кодекса РФ) . В противном случае, как свидетельствует судебная практика взыскания коммунальной задолженности, суд может отказать в удовлетворении исковых требований.

Какие еще меры можно принять по отношению к неплательщикам

Как правило, УО стараются взыскать долг самостоятельно, не доводя дело до суда. Особенно если срок задолженности превысил пределы исковой давности. Однако все чаще дела по взысканию задолженности передаются банкам или коллекторским агентствам.

Коллекторы часто выходят за границы дозволенного и взыскивают деньги незаконными методами.

Другой способ — ограничить потребление электроэнергии, а, при необходимости, полностью отключить абонента от сети. Вручную это делать долго и накладно — нужны работники, которые поедут в нужный подъезд и поставят пломбы на счетчик.

Гораздо проще внедрить автоматизированную систему учета электроэнергии с возможностью дистанционно ограничивать и отключать неплательщиков.

Личный кабинет для управляющих компаний

Мы помогаем автоматизировать учет энергоресурсов на любых участках: МКД, СНТ, РСО, предприятия.

Плюсы автоматизированной диспетчеризации:

  • Отключение неплательщиков в два клика из любого места, где есть интернет;
  • почасовая статистика расхода в режиме онлайн — смотрите демо личного кабинета;
  • формирование Excel-файлов с почасовыми данными расхода коммунальных ресурсов;
  • у бухгалтера будут все данные на руках к 25-му числу;
  • подключение до 2 000 000 приборов учета в радиусе 10 км без необходимости приобретения дополнительной базовой станции, ретрансляторов и концентраторов.

Система «СТРИЖ» использует технологию LPWAN с радиусом действия 10 км, без концентраторов и ретрансляторов.


Беспроводные решения для диспетчеризации воды/электричества/газа

 

СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЯ

 


В продолжение статьи:

Министр ЖКХ предложил убрать посредников при оплате коммунальных услуг

Жителям МКД разрешат подавать в суд на плохое ведение ЖКХ

 Точку в истории высокого ОДН поставят счетчики воды с удаленной передачей показаний

© 2014-2022
Системы автоматического удаленного сбора показаний приборов учета и диспетчеризации ЖКХ

Технология сбора показаний приборов учета на базе LPWAN
от «СТРИЖ» — альтернатива беспроводным системам на Wi-Fi,
GSM/GPRS/3G/LTE, Zig-Bee/Z-Wave/M-Bus, LoRa/LoRaWAN/NB-Fi/NB-IoT/Вавиот/Waviot