С июня во многих регионах России официально стартовала подготовка ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний к новому отопительному сезону 2018–2019. В этом году она пройдёт под знаком реализации государственной программы «Умный город», цель которой – повысить качество жизни россиян за счёт использования современных цифровых технологий.


Цифровизация – один из локомотивов роста. Она играет важную роль в повышении качества жизни. В этой логике мы будем строить экономическую и технологическую политику, промышленность, инфраструктуру, решать задачи, которые обеспечат долгосрочный рост.
Владимир Путин, президент России
Особенности подготовки к отопительному сезону 2018–2019 годов
В 2018 году коммунальная сфера полностью изменила устоявшийся режим работы. Ставка на цифровизацию требует от управляющих и ресурсоснабжающих организаций публиковать данные о своей деятельности и тарифах в Государственной информационной системе «Жилищно-коммунальное хозяйство» (ГИС ЖКХ). Кроме того, 03 апреля 2018 года ратифицирован Федеральный закон № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», получивший известность как «Закон о прямых договорах».
Согласно требований этого документа, собственники жилых и встроенных нежилых помещений в многоквартирных домах получают право заключать с ресурсоснабжающими организациями прямые договоры поставки. В таких случаях поставщики услуг теплоснабжения возьмут на себя часть обязанностей по подготовке к отопительному сезону, которые раньше были закреплены за управляющими компаниями.
Помимо этих двух факторов, в 2018–2019 годах продолжатся реформы в сфере ЖКХ, начавшиеся в 2017 году. В частности, региональные власти будут снова самостоятельно определять начало и окончание отопительного периода, исходя из особенностей климата и актуального состояния погоды. Однако даже в этом контексте есть жёсткие правила:
- Отопительный период 2018–2019 годов должен начаться не позднее 15 октября.
- Тепло должно быть подано, если в течение пяти дней среднесуточная температура воздуха держится не выше 8°С.
Затягивать старт отопительного сезона запрещено: более низкие температуры могут привести к замерзанию внутридомовых тепловых сетей.
Таким образом, реальные сроки подготовки к отопительному сезону сдвинутся с учётом региональных поправок, но задачи останутся прежними.

Задачи по подготовке к отопительному сезону 2018-2019 годов
Перечень мероприятий и рекомендации по подготовке к отопительному сезону изложены в правовых актах, регулирующих предоставление услуг теплоснабжения:
- Федеральный закон "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ (далее – «Закон о теплоснабжении»;
- Приказ Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» (далее – «Правила № 103);
- Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее – «Правила № 170»).
Подготовка РСО к отопительному сезону
В соответствии с требованиями пункта 13 Правил № 103, до начала отопительного периода ресурсоснабжающие организации должны отчитаться перед уполномоченным региональным органом по следующим параметрам:
- Выполнение требований к надёжности теплоснабжения потребителей.
- Готовность к выполнению графика тепловых нагрузок.
- Наличие действующих соглашений об управлении системой теплоснабжения.
- Наличие документов о разграничении эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями.
- Наличие нормативных запасов энергоресурсов, необходимых для подготовки теплоносителя.
- Нормативное функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб.
- Обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения.
- Обеспечение проверки качества строительства тепловых сетей принадлежащих ресурсоснабжающей организации.
- Обеспечение требуемого качества теплоносителя.
- Организация контроля режимов потребления тепловой энергии.
- Проведение наладки тепловых сетей, принадлежащих теплоснабжающей организации.
- Работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.
- Организация достоверного коммерческого учёта приобретаемой и реализуемой тепловой энергии.
Подготовка жилого фонда к отопительному сезону
В соответствии с пунктом 2.6.4. Правил № 170, план мероприятий по подготовке ТСЖ к отопительному сезону составляется совместно с собственниками жилья и утверждается органами местного самоуправления. Он готовится с учётом результатов весеннего осмотра и недостатков работы внутридомовых сетей отопления, выявленных за прошедший период. Это же требование распространяется на разработку и утверждение плана подготовки к отопительному сезону управляющей компании.
Пункт 16 Правил № 103 обязывает уполномоченные органы оценивать готовность жилого фонда к отопительному периоду по следующим критериям:
- Актуализация паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала.
- Актуальное состояние внутридомовых тепловых сетей.
- Выполнение утверждённого плана ремонтных работ.
- Надежность теплоснабжения потребителей с учётом местных климатических условий.
- Наличие, материально-техническая обеспеченность и работоспособность собственного или привлечённого ремонтно-эксплуатационного персонала.
- Отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию и теплоноситель.
- Отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с системами водоснабжения и водоотведения.
- Проведение испытания оборудования тепловых пунктов и теплопотребляющих установок на плотность и прочность.
- Промывка оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок
- Работоспособность защиты систем теплопотребления.
- Разработка эксплуатационных режимов и мероприятий по их внедрению.
- Состояние трубопроводов, запорной арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов.
- Состояние утепления чердачных помещений, подвалов, лестничных клеток, входных дверей, центральных и индивидуальных тепловых пунктов.
- Устранение нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы теплоэнергоустановок.
- Наличие и работоспособность приборов учёта тепловой энергии, в том числе автоматизированных.
- Работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.
Подготовка теплоузла к отопительному сезону
В соответствии с пунктом 2.6.5. Правил № 170, при подготовке тепловых пунктов и узлов к отопительному сезону проверяются наличие и работоспособность:
- средств автоматизации;
- контрольно-измерительных приборов;
- запорной регулирующей аппаратуры.
Также необходимо актуализировать схемы разводки систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, приточно-вытяжной вентиляции, технические паспорта оборудования, режимные карты, журналы записи параметров, журналы дефектов оборудования.
Среди выделенных параметров готовности многоквартирных домов и других потребителей тепловой энергии к отопительному сезону указываются наличие и работоспособность приборов учёта, отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию и теплоноситель. И это не только требование действующего законодательства. Потребителям важно знать, что коммунальные услуги, которые они оплачивают в отопительный период, оказываются в полном объёме и по фиксированным тарифам. Необходимую достоверность и прозрачность расчётов за потребляемую тепловую энергию обеспечивает автоматизированный учёт.


Введение системы автоматизированного учёта – единственный способ получить достоверную информацию об объёме потребляемых ресурсов. На основании полученных таким образом данных можно будет более точно определять, какую нагрузку нужно давать на оборудование, обеспечивающее подачу энергии, и не расходовать ресурсы без необходимости.
Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ России
С помощью автоматизированных систем учёта теплоснабжающие организации, управляющие компании и ТСЖ получат поквартирный контроль расходов на отопление многоквартирных домов и прозрачность расчётов с потребителями. Это, в свою очередь, снизит риск поступления жалоб от собственников жилых и встроенных нежилых помещений и наложения штрафов за некорректное начисление платежей.

Достоверный цифровой учёт и полный контроль потребления тепловой энергии в режиме реального времени повысит эффективность деятельности теплоснабжающих организаций и других участников рынка коммунальных услуг.
Система «СТРИЖ» использует технологию LPWAN с радиусом действия 10 км, без концентраторов и ретрансляторов.
Система автоматизации учета ресурсов «под ключ» для УК, РСО
В продолжение статьи:
Закон об энергосбережении в жилых домах
ЖКХ в 2018 году: изменения, новшества
Обязательная установка «умных» счетчиков c 2019 года: последние новости