Сокет – это разъем для подключения процессора к материнской плате. С его помощью процессор получает доступ к электрическому питанию, шине данных и контактам материнской платы. В истории компьютерной техники сокеты прошли долгий путь развития и постоянного обновления. Каждое новое поколение сокетов имеет свои особенности и предназначено для определенных типов процессоров.
Первые сокеты появились в конце 70-х годов прошлого века. Тогда компания Intel выпустила первую серию процессоров Intel 8086, которые использовали сокет типа DIP (Dual Inline Package). Этот сокет имел 40 контактов и предназначался для установки процессоров на плату с помощью пайки.
В 80-х годах появилось несколько новых типов сокетов, включая сокеты SERP и ZIP, которые использовались в процессорах Intel 80286 и Intel 80386 соответственно. Однако настоящий прорыв произошел в 1994 году с выпуском первого сокета типа Socket 5 для процессоров Intel Pentium. Этот сокет стал первым разъемом для процессоров, позволяющим устанавливать процессоры путем их простого втыкания.
История развития сокета по годам выпуска
Сокет – это программный интерфейс для обеспечения сетевого взаимодействия между компьютерами. Его разработка началась еще в 1970-х годах, и с тех пор сокет претерпел множество изменений и доработок.
1983–1989 годы:
- В 1983 году был введен первый сокет под названием «Berkeley socket». Он был разработан в Университете Калифорнии в Беркли и стал основой для развития сетевого стека TCP/IP.
- В 1989 году был выпущен стандартное семейство сокетов «BSD socket», который с успехом использовался на операционных системах Unix.
1990–1999 годы:
- В 1990-х годах сокет получил широкое распространение и стал основным средством взаимодействия приложений по сети.
- В 1992 году Интернет инженерный совет (IETF) опубликовал стандартную спецификацию для сокетов — RFC 1293.
2000–2009 годы:
- В 2001 году была выпущена новая версия стандарта сокета — «Berkeley sockets 2».
- В 2001 году сокет был адаптирован для использования в IPv6.
2010–настоящее время:
- В 2011 году был выпущен стандарт сокета «POSIX» — интерфейс, предназначенный для унификации функций работы с сокетами в различных операционных системах.
- В настоящее время сокеты широко используются веб-серверами, мессенджерами, онлайн-играми и другими приложениями, работающими по сети.
Вот так развивался сокет по годам выпуска. Он продолжает активно использоваться и совершенствоваться для обеспечения коммуникации между компьютерами в сети.
Ранние годы и первые стандарты
Сокеты – это одно из фундаментальных понятий в области сетевого программирования. Сокеты позволяют программам устанавливать сетевое соединение и обмениваться данными между собой. Их разработка началась сравнительно давно и прошла через несколько этапов до того, как были установлены стандарты.
В 1971 году Винсент Серф и Боб Канн создали первую спецификацию сетевого протокола TCP/IP. Этот протокол стал основой для сети ARPANET, из которой позже развился интернет. В те годы сетевые соединения осуществлялись при помощи терминалов, и пользователи не имели возможности выполнять какие-либо действия на удаленном компьютере.
Многое изменилось в 1982 году, когда сокеты были впервые представлены Брайаном Керниганом и Майклом Кларком в своей работе «The Design of the Unix Operating System». Они представили интерфейс программирования приложений (API) для сокетов, который позволил программам обмениваться данными через сетевые соединения.
Первая версия стандарта для сокетов – Berkeley Software Distribution (BSD) Sockets – была выпущена в 1983 году. Этот стандарт сразу стал популярным и был принят разработчиками программного обеспечения по всему миру. BSD Sockets были основаны на протоколе TCP/IP и позволяли программам устанавливать соединение по IP-адресу и порту.
Постепенно сокеты стали все более распространенными. В 1989 году был выпущен стандарт X/Open Common Applications Environment (CAE), в котором были включены дополнительные возможности для сокетов, такие как не-блокирующая работа, передача данных в виде сообщений и мультикастинг. Этот стандарт положил основу для развития сокетов в следующие десятилетия.
Начиная с 1990-х годов, разработчики создавали различные реализации сокетов для различных операционных систем и языков программирования. Так, в 1991 году Microsoft выпустила Winsock API – стандартный интерфейс для сокетов в операционной системе Windows. В 1996 году Internet Engineering Task Force (IETF) выпустила стандарт TCP/IP Sockets API, который объединил различные реализации сокетов под управлением TCP/IP.
Сегодня сокеты являются важным элементом программирования сетевых приложений. Существует множество стандартов, библиотек и фреймворков, которые упрощают работу с сокетами и обеспечивают высокую производительность и надежность. Первые годы развития сокетов покажутся нам сейчас простыми и непродвинутыми, но именно они стали основой для современных стандартов и сетевых технологий.